Легенды про Панов

Записаны отразных лиц в Койкинцах, Надвоинцах и др.селениях.

а) Когда Гришка Отрепьев воцарился, то Марина приказала ему звать в Москву поляков. Открыто им въезжать в город было нельзя, и поляков стали возить в бочках, по три-четыре человека в бочке. Много ли мало ли навозили, но один раз везли на санях бочки с поляками по Москве, а навстречу шел дьячок, к заутрени, благовестить. Увидел бочки и спросил:

— Што везете?

— Мариново придано.

Дьячок ударил посохом по бочке, поляки и заговорили. Дьячок побежал на колокольню и стал звонить в набат. Кинулся народ, и поляков перебили. Те поляки, что были привезены раньше, испугались и убежали из Москвы. Бежали куда глаза глядят, часть добежали до Выгозера, поселились на одном острове и устроили городок (Прим. На Выгозере один из островов носит название Городовый.), и стали грабить народ.

На «Деревенском» наволоке (Прим. В 3 верстах от села Койкинцы, на Выгозере, что на Деревенском наволоке было селенье, показывают предметы домашнего обихода, которые и посейчас находят там.) жил тогда один житель — Койка. Паны-разбойники с Койкой ознакомились, к ему въезжали и Койку пока не трогали. Но полякам не нравилась жена Койки, злая и зубатая старуха. Вот они и собрались убить ее. Койка как-то ушел в лес, паны понаехали, а старуха догадалась, забилась под корыто и лежит. Паны искали, искали, не могли найти и говорят между собой:

— Куда к черту девалась эта зубатая старуха!..

Старуха под корытом и не вытерпела:

— Да, я словцо против слова ответить знаю. Паны вытащили старуху из-под корыта и убили. Роззадорились, пошли искать и Койку; поймали и его хотели убить. Койка и говорит: «Что вам меня убивать, у меня ведь денег нету, я лучше вас отвезу к Надвоицам. Там богато живет Ругмак (Прим. Фамилия Ругмаковых есть в селе Надвойцах.), у него денег много». Паны согласились. Койка посадил их в лодку и повез. Когда стали подъезжать к Надвоицам, Койка панам и говорит: «Смотрите, там много народу, надо подъехать скрытно. Я заверну вас в парус и скажу, что везу на мельницу хлеб». Паны согласились, Койка завертел их в парус и положил на дно лодки. Когда подъезжали к Падуну (Прим. Падун — водопад на Выг-реке, находящийся в 1,5 – 2 верстах от села Надвоиц.) на Выг-реке, Койка выскочил из лодки на камень, лодку подтолкнул в Падун и закричал:

— Ну, теперь вставайте!

Паны вскочили и увидели, что перед ними Падун; остановить лодку не могли, все в Падуне потонули.

Койка знал, что на одном острове у панов деньги в котле закопаны, съездил на остров, выкопал котелок (Прим. На Выгозере есть остров Котельный. В рассказах про Панов, которых довольно много в Повенецком, Петрозаводском и других уездах Олонецкой губернии, в частности, на Выгозере, их всегда рисуют разбойниками. Об них слыхал и в Каргопольском уезде. Про панов известно и в Архангельской губернии. Так в с. Неноксе Архангельского уезда на кладбище указывают какие-то «панские могилы». В селе Нижмозере того же уезда есть целая шуточная песня, которая называется «Панья». В «Барине» и др. народных комедиях-играх тех мест есть действующее лицо — «Панья».), а с Деревенского наволока переехал на то место, где теперь погост. Койкинцы от него и пошли.

 

б) В селе Мегре Лодейнопольского уезда есть озеро, про которое рассказывают такую легенду в связи с панами.

В смутное время паны, убежав из Москвы, пришли и в нынешний Лодейнопольский уезд. Однажды один крестьянин пошел на охоту и увидел, что навстречу ему идут больше тысячи вооруженных людей, а за ними тянется обоз. Мужичек, чтобы спасти своих однодеревенцев, решил пожертвовать жизнью и пошел им навстречу. Паны схватили его и начали пытать, и спрашивать о местных богачах. Мужичек обещал указать богатство своих соседей, паны поверили, и крестьянин, повел панов, отводя их от родного села все дальше и дальше. Настала ночь и мужичек пришел на какую-то равнину, Панам показалась тут деревня, они и бросились туда. Только что паны отбежали от мужика, и вдруг он видит, что на равнине панов нет, а перед ним круглое озеро, которое и теперь называется в народе Панское. Мужик, подивившись, хотел было поживиться с панских повозок, но только приблизился к ним, они и провалились, и образовался теперешний Панской ручей.

 

в) В селе же Меграх рассказывают еще другую легенду про панОв:

Шайка панов зашла в Мегру и требовала выкупа. Крестьяне придумали, чтобы отделаться навсегда от непрошенных надоедливых гостей следующее. На озеро в семи верстах от села они послали несколько человек опешить озеро, т.е. подрубить лёд пешнями. А старики пришли к панам и говорят:

«Мы, пожалуй, завтра покажем вам свои богатства, так и быть». Паны обрадовались, и на другой день старики повели панов к озеру, указали на средину его и сказали: «Вот там наши богатства». Паны поверили и бросились на лед и только достигли середины озера, лед подломился, все они и потонули. В Меграх до сих пор уверяют, что если подойти близко к воде, из этого озера слышатся стоны утопленников, умоляющих вытащить их из воды. В дни поминовения усопших паны особенно жалобно стонут и молятся настойчиво, а если в эти дни очень близко подойти к озеру, то растеряешь свое платье и никак не выйдешь от озера до следующего дня.

 

 


...назад              далее...